Аниме покоряет Netflix: всё что вам нужно знать о японских мультфильмах

К 2022 году Netflix планирует увеличить расходы на создание анимационных фильмов до 5 миллиардов долларов ежегодно, что составит 15% от общего бюджета. Для сравнения: в 2018-м эта сумма составляла 1 миллиард (или 11%). И это даже не учитывая огромных объемов анимации, которая закупается у других студий.

Одним из крупнейших поставщиков мультфильмов традиционно является Япония. Аниме у нас воспринимают неоднозначно: с одной стороны, есть оттенок «гиковатости» этого жанра, но по большей части он просто не слишком привычен для большинства людей. В то же время отдельные фильмы становятся культовыми во всем мире. Например, анимации Studio Ghibli, которые получили Оскар, заполонили планету своим мерчем, а недавно ворвались и на Netflix.

Когда стриминговый гигант анонсировал появление на платформе аниме Хаяо Миядзаки (это соучредитель Ghibli и один из самых влиятельных режиссеров последнего полувека), стало понятно, что многим об этом феномене известно очень мало. Популярный персонаж аниме – Тоторо – у многих ассоциируется исключительно с мягкой игрушкой. Если у вас примерно такой уровень знакомства с японской мультипликацией, то эта статья точно поможет расширить свои знания в теме. И получить реальное удовольствие от последних пополнений на Netflix.

Краткая история аниме

В общем словом “аниме” в Японии называют любой мультфильм. «Том и Джерри», «Как казаки в футбол играли» или «Симпсоны» – это также аниме для японцев. Однако в западных странах, а затем и у нас этим словом обозначают исключительно японскую анимацию. И это даже имеет смысл, ведь сейчас она существенно отличается от мультипликаций США, к которым мы привыкли.

Сначала аниме постоянно приходилось конкурировать с американским Диснеем. Производство мультфильмов в Японии началось в 1917 году. Это были короткие анимации, которые длились около 90 секунд и перенимали техники тогдашних Франции и Штатов. Их качество признали сразу же, однако создание одного произведения оказалось значительно дороже, чем на Западе и первые мультфильмы не выдержали конкуренции.

В течение двадцатых годов индустрия предпринимала несколько попыток набрать обороты. И постоянно испытывала помехи. Самая перспективная студия анимации Kitayama была уничтожена крупным кантонским землетрясением 1923 года, а затем так и не смогла восстановиться. С 1927 года в Америке и Европе появляются звуковые фильмы, и это становится новым вызовом для японских мультипликаторов, которые только начали осваивать немые форматы. Первым аниме, которое набрало популярности за рубежом, стал мультфильм «Вор замка Багуда» Фуджи Нобуро. Персонажи аниме были вырезаны из традиционной японской бумаги чийогами.

Возможно, мультипликаторы бы и дальше наращивали темп, однако уже с тридцатых годов аниме стало инструментом пропаганды. Изготавливалось много сюжетов о войне, власти и врагах. При этом повысилось качество анимации – именно в этот период художники отточили свое техническое мастерство.

История аниме в современной его форме начинается в 1948 году. Тогда вновь созданная студия Toei Animation провозгласила, что станет восточным Диснеем. Визуально она вдохновлялась большими глазами оленёнка Бэмби из диснеевского мультфильма 1942 года, а бюджеты на ленты существенно сократились, чтобы финальная стоимость аниме была ниже. Это стало основной стратегией японских аниматоров на протяжении долгих лет.

Студия Toei Animation Oizumi. Расположена в Токио.

В 1963 году аниме покорило телевидение: японская компания Fuji Television начала транслировать тридцатиминутным сериал Astro Boy, который быстро стал чрезвычайно популярным, как среди местного населения, так и в других странах. Кроме этого, Astro Boy заложил ту эстетику и стилистику аниме, которые мы можем наблюдать и в современных японский мультфильмах.

Именно в шестидесятых аниме перестало столь очевидно конкурировать с Диснеем. Стало понятно, что мультипликации рассчитаны не только на детей, даже больше – в основном они рассчитаны на взрослых. Самыми популярными стали рисованные мультики о науке и космосе, за ними – спортивные сюжеты и шоу про девушек с магическими силами. В 1969 году на телевидении выходит семейный сериал Sazae-san – можно сравнить его с Санта-Барбарой, но есть один нюанс: новые серии Sazae-san выходят и сегодня. Там уже более семи тысяч эпизодов.

Жанровое разнообразие аниме стало настолько масштабным, что с шестидесятых годов японскую анимацию лучше сравнивать не с западными мультфильмами, а с мировым игровым кинематографом в целом. Это точнее передаст объем тем и подвидов жанра.

Но в Европе и Северной Америке прошлого века аниме пользовалось популярностью обычно среди подростков. Это вызвало много скандалов. Родители были против, что их дети смотрят аниме, обвиняли его в чрезмерной жестокости и сексуальности.

Наибольшего расцвета аниме достигло в 1980-е – этот период сейчас называют золотыми годами японских мультиков. Именно в это десятилетие появился лидер индустрии – Хаяо Миядзаки из его Studio Ghibli, к которым мы вернемся позже. Главное, что стоит запомнить о восьмидесятых: в аниме было действительно много денег. Как следствие – расширялись жанры, создавались новые персонажи, художники могли экспериментировать и исследовать что-то новое.

Studio Ghibli

А потом наступили девяностые. Для Японии это десятилетие было сложным (как и для нас). Лопнул японский финансовый пузырь, образовавшийся за предыдущие годы. Искусство осталось без денег, большинство анимационных студий в стране закрылись. Этот период впоследствии даже обозначили “потерянным десятилетием”.

Что происходит с культурой во времена упадка? Она начинает продуцировать развлекательный контент в невменяемом количестве. Вспомните Сейлор Мун – она является ярким отражением девяностых. А также принесла огромный коммерческий успех студии Toei Animation (если вдруг забыли, это «Восточный Дисней»).

Sailor Moon

Ну а двухтысячные принесли аниме настоящую всемирную известность благодаря интернету. Уже не нужно было отыскивать кассеты с японскими мультфильмами или ждать телевизионных трансляций. На этой волне люди по всему миру смогли посмотреть Наруто и Тетрадь смерти. А также познакомились с хентаем, яоем и юри – но это уже совсем другая история.

Почему Studio Ghibli – это феномен

До того, как всех озарил гений Хаяо Миядзаки, аниме не воспринималось как «настоящее искусство». Его относили к категории развлечений, часто не слишком серьезных. Особенно за пределами Японии. Поэтому когда в 2003 году аниме «Унесенные призраками» выиграло Оскар (и стало единственным иностранным фильмом-лауреатом), это было действительно эпохальным событием.

Ghibli основали Исао Такахата и Хаяо Миядзаки в 1985 году, и с тех пор студия выпустила 22 полнометражных анимационных фильма, один телевизионный фильм и множество короткометражек и рекламных роликов. Позиционировала себя студия следующим образом: оригинальность и художественный взгляд должны доминировать над коммерческим успехом. Хотя на самом деле с финансами все сложилось успешно: «Унесенные призраками» собрали более 347 миллионов долларов по всему миру, а в японском прокате обогнали «Титаник», который длительное время перед тем сохранял лидерство.

В аниме Ghibli есть много тем, стилей и тональностей. “Война тануки” – настоящий психоделизм, а “Наши соседи Ямада” легко и спокойно изображают сельскую жизнь. “Ходячий замок” резко осуждает войну, а “Принцесса Моноконе” поднимает экологические вопросы.

Герои аниме студии Ghibli

Ghibli нельзя сравнить ни с Диснеем, ни с Pixar – напротив, американские студии испытали значительно большее влияние от Хаяо Миядзаки. Например, Джон Лассетер, креативный директор Pixar и режиссер «Истории игрушек», называл Миядзаки самым выдающимся анимационным режиссером наших дней. Если уж прибегать к аналогиям, то ненавязчивые, но правдивые параллели привел корреспондент The Guardian:

«Студия Ghibli вобрала лучшее из всего кинематографа, а не только из анимации. Здесь есть воображение Жана Кокто, острый ум Жака Тати, глубина Федерико Феллини и тепло Говарда Хоукса».

Кстати, правильно название студии читается как “Гибли”. Это не японское слово, а ливийское, которое означает «ветер, что дует с востока».

Netflix не сдается

Долгие годы студия Ghibli принципиально не сотрудничала со стримингами и с осторожностью относилась к цифровому распространению своих фильмов. Настоящие фанаты студии продолжали покупать Blu-ray и ходить на кинопоказы. И тут Netflix пробил этот информационный барьер и договорился со студией об эксклюзивной трансляции. Для ценителей это стало эпохальным прорывом.

Хотя остались и недовольные стороны: аниме фильмы пока что недоступны на Netflix жителям Японии и Северной Америки. И это настоящий эксперимент – именно в этих регионах люди больше всего смотрят аниме, поэтому интересно, насколько оправданной будет трансляция для всего остального мира.

Анимационные фильмы Ghibli выкладывают на Netflix трижды: 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. Сейчас на стриминге можно посмотреть такие аниме:

Аниме от студии Ghibli на Netflix

“НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА”, 1986
Первый фильм студии. В нем вы увидите огромных стимпанковых роботов и приключения двух героев, которые стремятся защитить магические кристаллы.

“МОЙ СОСЕД ТОТОРО”, 1988
Это тот самый фильм, персонаж которого ассоциировался с мягкой игрушкой. Но на самом деле это очень трогательная история двух сестер, чьи детские эмоции и познания мира переданы трагически и увлекательно.

“ВЕДЬМИНА СЛУЖБА ДОСТАВКИ”, 1989
Студия Ghibli отличилась еще и сильными женскими персонажами: в этих фильмах они не ждут, когда их спасут и все решат, а активно и рьяно действуют. Кики, девушка-подросток, переживает сложный период взросления, сталкивается со многими вызовами и решает их.

“ЕЩЕ ВЧЕРА”, 1991
В этом аниме главная роль также женская. Но здесь уже зритель наблюдает за 27-летней героиней, которая принимает важные решения в своей жизни и анализирует их.

“ПОРКО РОССО”, 1992
Самый европейский по стилистике мультфильм студии. Порко Россо – это история итальянского пилота, который во времена Второй мировой превратился в антропоморфного розового свина. И сейчас пускается в приключения и находит свою любовь.

“ЗДЕСЬ СЛЫШЕН ОКЕАН”, 1993
Аниме было разработано для телевидения и рассчитано на подростковую аудиторию. Драматическое и наивное, о любви и школьных годах.

“СКАЗАНИЕ ЗЕМНОМОРЬЯ”, 2006
Адаптация американского фэнтези автора Урсулы ле Гуин. Довольно противоречивая работа, которая не нашла много сторонников.

Список не исчерпывающий. Все фильмы доступны в поиске Netflix.

Что дальше?

Netflix не только импортирует японскую анимацию, но и стремится создавать собственный контент в этой сфере. Чего стоит последний анонс о выпуске аниме по мотивам «Ведьмака». Похоже, релиз будет выполнен в японской стилистике.

Анимационные фильмы предоставляют режиссерам больше возможностей (фантазии по виду персонажей, декораций и спецэффектов можно реализовать на полную), при этом требуют значительно более скромного бюджета. Это очень выгодно для студий. Однако американская стилистика «мультфильмов для взрослых» ориентирована скорее на сатирические или развлекательные форматы: Симпсоны, Футурама, South Park или Конь Боджек подтверждение этого.

Зато стилистика восточной анимации уже освоила абсолютно все жанры кино. Поэтому ее визуальная узнаваемость сейчас очень полезна для Netflix, которые с каждым годом производят все больше оригинального контента.

Добавить комментарий
Предыдущая статья

История анимации в кино: лучшие фильмы 20-ого века со спецэффектами, опередившими время

Следующая статья

Топ 12 популярных аккаунтов TikTok с животными, на которые стоит подписаться