Плазменный “космический ураган” впервые обнаружен над Землей

Ученые впервые обнаружили свидетельства «космического урагана». Шторм, состоящий из кружащихся облаков плазмы, бушевал в верхних слоях атмосферы Земли в течение нескольких часов, выбрасывая огромное количество электронов, как дождь, в систему, напоминающую обычный ураган.

Художественная иллюстрация урагана космической плазмы

Шторм произошел 20 августа 2014 г. в ионосфере над Северным полюсом. Его ширина составляла около 1000 км (620 миль), и он состоял из нескольких спиральных рукавов, вращающихся против часовой стрелки. Он бушевал около восьми часов, прежде чем медленно рассеяться.

Механика и структура шторма поразительно напоминали знакомые ураганы, происходящие в нижних слоях атмосферы, но то была не вода, а вращающаяся плазма из электронов. Сильный поток бушевал по краям, в то время как центр, или «глаз» шторма, был намного спокойнее. Из-за этого сходства команда ученых назвала это «космическим ураганом».

2D-диаграмма структуры космического плазменного урагана, показывающая, насколько он похож на более знакомые штормы

До сих пор не было уверенности в том, что ураганы с космической плазмой вообще существовали, поэтому доказать это с помощью такого поразительного наблюдения невероятно. Тропические штормы связаны с огромным количеством энергии, и эти космические ураганы должны быть вызваны необычайно большой и быстрой передачей энергии солнечного ветра и заряженных частиц в верхние слои атмосферы Земли.

Майк Локвуд, автор исследования, описывающий это событие
Трехмерная схема космического плазменного урагана

Хотя это событие произошло более шести лет назад, этот космический ураган только недавно был обнаружен международной группой ученых, анализирующих старые спутниковые данные. Наблюдения проводились с четырех метеорологических спутников, управляемых Министерством обороны США, затем было использовано трехмерное моделирование магнитосферы для создания трехмерного изображения шторма. Другие данные со спутников и радаров были проанализированы, чтобы подтвердить детали события.

Интересно, что космический ураган произошел в период низкой геомагнитной активности. Это говорит о том, что штормы могут быть относительно обычным явлением не только над Землей, но и на других планетах в нашей Солнечной системе и за ее пределами.

Плазма и магнитные поля в атмосфере планет существуют по всей Вселенной, поэтому результаты показывают, что космические ураганы должны быть широко распространенным явлением

Майк Локвуд

Исследователи говорят, что понимание механизмов космических ураганов важно для улучшения нашего мониторинга космической погоды, которая может повлиять на спутники, GPS и другую электронику.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications .